Публичные поношения прот. Владимира Головина – это путь к духовному преображению

https://pp.userapi.com/c421116/v421116806/5383/LQfi1ECfgIQ.jpgАнатолий Мун г. Москва

https://vk.com/@golovinbolgar-put-k-preobrazheniyu

«Не будешь, сын мой, много лет трудиться для приобретения блаженного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия» (Лествица 4:65).

Предисловие

Нападки на протоиерея Владимира Головина, совершающиеся руками разных людей, продолжаются. Складывается ощущение, что гонители отца Владимира по примеру иудеев, желавших погубить апостола Павла, заклялись не есть и не пить до тех пор, пока не увидят священника из Болгара в могиле безвестности (см. Деян. 23:12). Вероятно, что с того момента, когда в стенах храма Христа Спасителя прозвучал известный братоубийственный выстрел в отца Владимира, целью которого явно было привлечение к его личности пристального внимания широкой общественности и открытие марафона по публичному обливанию его грязью, гонители успели хорошенько проголодаться, поэтому фраза «ни дня без кляузы» в последнее время поистине стала девизом их деятельности. В разделе «новости сектоведения» каждый день размещаются лишь статьи, посвященные борьбе с деятельностью канонического, действующего православного священника, настоящие же секты, которых в нашей стране немало, остались в стороне, тем временем продолжая губить души и тела человеческие. Появление все новых и новых обличительных материалов в адрес отца Владимира, не отличающихся оригинальностью, уже многих успело изрядно утомить, поэтому данная статья посвящена не им.

Данная статья является попыткой духовного осмысления происходящих в наши дни событий, вольными и невольными свидетелями которых стали многие православные христиане. Что происходит на духовном уровне? Как нам всё происходящее воспринимать? Какие духовные выводы мы можем сделать для себя? Чему во всем этом мы можем научиться? Известно, что «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8:28), поэтому мы, искренне желающие отнести себя к числу любящих Бога, должны попытаться всё происходящее направить ко благу, и в первую очередь – к духовному.

Вступление

Греховное естество изуродованного грехопадением человека всеусердно желает, чтобы его хвалили, ласкали, восхищались им, ставили в пример другим, смотрели на него с трепетом, с благоговением, и, желательно, затаив дыхание. Если же кто-то вдруг посмеет проявить какое-либо неаккуратное движение в его адрес, оно (греховное естество) словно по тревоге мобилизует весь арсенал сначала оправданий, а потом и нападений на посмевшего. Если каждый из нас честно вспомнит себя в те самые моменты торжества самолюбия, когда наши обидчики, прижав хвосты, торопливо удалялись прочь, обратив к нам свои пристыженные спины, то подтверждающих экспериментов проводить не придется. Может быть, наши обидчики, «напав не на того», с позором убегали от нас наяву, а может, это было только в наших фантазиях… Но это не так уж и важно. Главное, что наше самолюбие ликовало, а для этого всякие поводы почти равно хороши.

Христианские духовные реалии часто не вписываются в мирское представление об устройстве этого мира, и обсуждаемый в данной статье вопрос – это тот самый случай. Как бы ни выворачивало плотской мозг от этого факта духовной жизни, но поношения, бесчестие, уничижение – это великое благо для наших душ. Благо! Для аргументации этого тезиса обратимся к тем, кто имеет богатый опыт духовной жизни – к святым Отцам. Чтобы данная статья и по размеру, и по цитатной загруженности оставалась читабельной для современного человека, не приветствующего длинные письмена, из несметных духовных сокровищ, завещанных нам святыми Отцами, мы возьмем только несколько драгоценных жемчужин святоотеческой мудрости, ценности которых должно с лихвой хватить для рассмотрения данного вопроса.

Святые Отцы о пользе поношений

Святой Иоанн Лествичник в своей книге «Лествица», ставшей настольной для многих православных христиан, пишет: «Не будешь, сын мой, много лет трудиться для приобретения блаженного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия» (Лествица 4:65). В другом месте преподобный Иоанн приводит следующие слова одного духовного наставника, обращенные к некому иноку: «Непрестанно помни сие слово Господа: претерпевый до конца, той спасется. Иди, и если возможно избери себе наставника о Господе из всех людей суровейшего и строжайшего, и укрепившись терпением, ежедневно пей от него поругание и уничижение, как мед и молоко» (Лествица 4:112).

«Но почему же?! Почему же уничижение является чем-то положительным, нужным и даже желанным для духовной жизни?!» – с недоумением вопиет изнеженная и сластолюбивая душа человека 21 века. В духоносном ларце святоотеческих сокровищ есть ответ и на этот вопрос. Он такой: «Небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца» (Лествица 4:88). Согласно поучениям святых Отцов, поношения, уничижения необходимы для души человека, т.к. они сбивают с нее ржавчину гордости, плесень тщеславия, гниль самомнения и самолюбования, в общем – очищают нас от гнездящейся в нашей душе заразы, выжигают из нее злокачественные опухоли, препятствующие вхождению в нас Святого Духа.

Не случайно, что, например, прозорливые Оптинские Старцы, которые насквозь видели души своих духовных чад, лечили их уничижениями, нарочно называя «губошлепом», «дворянинишкой» или «химерой». Если уж мы вспомнили Оптинских старцев, то приведем еще один поучительный случай, связанный с именем преподобного Амвросия Оптинского. Однажды одна монахиня Шамординского монастыря, который был на попечении преподобного Амвросия, за невольное ослушание получила от настоятельницы строгий выговор. Эта сестра не могла поступить иначе и хотела это объяснить настоятельнице, но разгневанная настоятельница не хотела ничего слушать и грозила при всех поставить ее на поклоны. Больно и обидно было сестре, но, понимая, что оправдаться не получится, она, подавив в себе самолюбие, замолчала и попросила прощения. Вернувшись в свою келью, к великому удивлению она заметила, что, несмотря на претерпевание таких незаслуженных обвинений, у нее вместо стыда и смущения, на душе было так хорошо и светло, как будто она пережила что-то очень радостное. Вечером того же дня она рассказала обо всем старцу Амвросию. Старец сказал ей в ответ: «Этот случай промыслителен. Помни его! Господь захотел показать тебе, как сладок плод смирения, чтобы, ощутив его, ты всегда понуждала себя к смирению, сначала к внешнему, а затем и к внутреннему. Когда человек понуждает себя смиряться, то Господь внутренне утешает его, и это-то и есть та благодать, которую Бог дает смиренным. Самооправдание только кажется облегчающим, на самом же деле приносит в душу мрак и смущение».

Публичные поношения отца Владимира Головина – это путь к духовному преображению

Итак, как свидетельствуют святые Отцы, самооправдание в духовной жизни не приветствуется. Не поэтому ли отец Владимир не спешит на каждое нападение своих гонителей отвечать контраргументами? Конечно, батюшка Владимир знает об этих основах духовной жизни, поэтому его поведение вполне объяснимо. И подвиг его велик. Почему?

Чтобы это понять, давайте поставим себя на его место. Представьте, что в один прекрасный день вы узнаёте, что некий ваш коллега на собрании (во время вашего отсутствия) публично рассказал о том, что вы очень и очень плохой человек, что вы и сектант, и впавший в прелесть сребролюбец, и что вообще ваши компетенции не соответствуют тому месту, которое вы занимаете. А потом, на следующий день вы обнаруживаете, что на входной двери в офис на всеобщее обозрение вывешена ваша фотография и написано, что вы плут и мошенник. И далее следует подробная аргументация этого заявления. А на следующий день, проходя мимо публичной доски позора, которую не могут не видеть все ваши коллеги, вы снова названы шарлатаном, обманщиком и негодяем. И так на протяжении месяца ваши знакомцы и незнакомцы будут вешать все новые и новые объявления, критикующие вас и вашу деятельность, которой вы посвятили всю свою жизнь. Наверное, у вас рано или поздно возникнет желание спросить у этих людей: «Зачем вы это делаете? Если вы хотите меня исправить, почему вы не говорите мне об этом лично? Почему вы не хотите обсудить мою деятельность с начальством, которое поставлено в том числе и для того, чтобы корректировать мои действия?» Но ответа вы не получите, вместо этого они на следующий день снова разместят о вас очередную кляузу, претендующую на «шокирующее разоблачение» вас в глазах общественности.

Глупо? Странно? Но это примерно то, что сейчас происходит с отцом Владимиром. Никой логики! (О любви мы уже не говорим, в данном случае эта тема уже давно закрыта.) Одна злоба и желание стереть в порошок. Если описанная выше ситуация кому-то покажется фантастичной и даже похожей на кошмарный сон, то происходящее в последнее время в жизни отца Владимира – это суровая реальность. Но только вместо ограниченного количества коллег, ежедневно наблюдающих за «новостями» о вашей личности, за ситуацией вокруг отца Владимира наблюдает аудитория очень широкая. Не каждый выдержит такой прессинг, но, если Господь попустил всему этому быть, значит у батюшки Владимира есть для этого силы. И, более того, если посмотреть на все происходящее духовным оком, то придется признать, что…

Гонители отца Владимира несут ему великое благо!

Батюшка Владимир не святой, он только стремится к этому (как и любой другой православный человек). И гонители отца Владимира, будучи слепыми орудиями в руках Божиих (какими бы мотивами они ни были движимы), способствуют его духовному возрастанию. Поношения очищают душу. Публичные же поношения очищают душу гораздо быстрее и гораздо лучше. Если бы не было гонителей отца Владимира, где бы он взял столько поводов для смирения? Где бы он нашел столько возможностей для очищения своей души? Да еще каких! И то, что поношение отца Владимира приобрело систематический характер, и на разных ресурсах ежедневно публикуются обличительные статьи, – всё это согласуется с поучениями великого аввы, который пишет: «Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорял» (Лествица 4:124).

Если бы профессиональные политологи и журналисты не утверждали, что травля отца Владимира кем-то очень влиятельным злонамеренно срежиссирована, то у нас бы возникло устойчивое подозрение, что всё происходящее в последние несколько месяцев – это глобальная акция по очищению души батюшки Владимира. Такие уважаемые люди!.. Такие ресурсы!.. Столько труда!.. И всё исключительно для духовного блага одного человека! Но, с какой бы стороны не исходила мотивирующая сила обличителей батюшки Владимира, приходится признать, что, видимо, угодил отец Владимир Богу, раз Господь столько людей поставил на попечение о его душе. Вероятно, этот Великий пост для нашего дорогого батюшки будет самым спасительным и духовно полезным во всей его жизни. За отца Владимира нам переживать не приходится, остается только порадоваться за него и пожелать не упустить те гигантские возможности, которые Господь открыл для него в деле спасения души для вечности. У нас же остается только один вопрос:

«Что же делать нам?»

Хорошо было оптинским монахам, души которых возделывали прозорливые оптинские старцы, которые подобно искусным виноградарям аккуратно обрезали греховные отростки в душах своих духовных чад. Но как же быть нам, современным мирянам, у которых нет возможности находиться под духовной опекой духоносных старцев? Господь милостив! Поэтому и в жизни каждого из нас есть масса поводов для стяжания того самого спасающего смирения. По милости Божией в жизни каждого из нас есть кто-то небезразличный к делу нашего спасения. У каждого есть тот, кто стоит на страже нашей души и при первых признаках образования на ней ржавчины гордости, тщеславия и пр. самоотверженно бросается на помощь, не щадя ни сил, ни времени для того, чтобы как можно тщательней отполировать нашу душу от всяких возникших наслоений. И полировщики, и формы полировки бывают самыми разными. Каждый знает своих союзников спасения в лицо. Для кого-то этим союзником является муж, характер которого весьма суров; для кого-то – строптивая жена; чьим-то союзником является ворчливый начальник, ехидный коллега на работе, грубоватый консьерж в подъезде и т.д. В общем это все те люди, которые заботливо пекутся о чистоте наших душ, время от времени предлагая те или иные очищающие лекарства. Иногда, в моменты некоего духовного оцепенения нам даже кажется, что эти люди делают нам зло, обижают нас, стремятся причинить боль… Но, когда это духовное оцепенение проходит и мы снова смотрим на все происходящее духовным оком, устремленным в вечность, в наших сердцах снова возгорается искренняя горячая благодарность к этим людям, не щадящим себя в деле очищения наших душ.

Если когда-то наступит момент, когда нам покажется, что наши союзники спасения слишком уж усердствуют в деле своего негласного послушания, обратим взор на батюшку Владимира, который для многих (и во многом) является примером. Вспомним январь 2018 года, когда в Храме Христа Спасителя батюшке была преподана обильная доза спасающего поношения, вспомним те статьи, при написании которых тайные и явные лекари его души столько времени и сил тратили на изготовление поносительно-спасительного зелья. Вспомним все это и сравним с теми микродозами целебных снадобий, которые протягивают нам заботливые руки наших бессознательных врачей. Примем результаты их спасительной заботы с благодарностью, с радостью, и с надеждой на то, что это нас сделает лучше. Хотя бы чуточку.

Анатолий Мун https://vk.com/anatolymun, духовное чадо о. Владимира Головина,
03.2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *